Это процесс отделения ребенка от родителей, технически он начинается с раннего детства, позволяя выйти из симбиоза "мать-ребенок" и начав становление собственной личности.
Для достижения этой самой сепарации ребенку нужно достичь автономии - способности жить, принимать решения и заботиться о себе самостоятельно, в том числе и финансово.
Первым шагом начинается понимание: "где заканчиваются родители и начинаюсь я".
Слияние - наличие симбиотической связи с кем-то из родителей. Недоверие и ожидание жестокого обращения - убежденность, что вне родительского дома/семьи все враждебны/опасны/жестоки.
Беспомощность/зависимость - убеждение, что я сам беспомощен, все вокруг сложно и я не справлюсь, а значит незачем и пытаться.
Дефективность - убеждение, что со мной что-то не так, и если люди присмотрятся, они это увидят и отвергнут меня.
Как ни странно, путь подростка начинается с рождения и небольшой лотереи. Если мне повезло, у меня легкий темперамент, родителям со мной просто, и нужны очень серьезные обстоятельства, чтобы нарушить мой путь.
Если мне повезло чуть меньше, и у меня медленно разогревающийся темперамент, - мне нужно время на переключение смены деятельности, со мной сложнее и это само по себе будет сказываться на отношениях со мной.
Если мне и вовсе не повезло, у меня трудный темперамент, а значит сон, кормление, да и любая деятельность даются с трудом, а иногда и битвой для моего окружения.
В зависимости от отношений родителей или опекунов с ребенком, у него формируется тип привязанности, или, если точнее - то, как он воспринимает контакт и привязанность к другому человеку.
То, как ребенка воспитывают, максимально влияет на становление ребенка как личности.
Ранний подростковый возраст относится к детям от 10 до 13 лет. Средний подростковый возраст охватывает период от 14 до 17 лет, а поздний - от 18 до 22/24 лет.
Основные цели развития в подростковом возрасте:
Примерно с 10 или 11 лет родителей в качестве доверенных лиц все чаще заменяют сверстники того же пола [von Salisch, 2001]. Это создает определенный риск (например, антисоциальные сверстники оказывают негативное влияние), однако это неизбежно, учитывая задачу развития, связанную с отделением от родителей.
На этом этапе развития конфликты между подростками и их родителями становятся более частыми и вращаются вокруг таких тем, как одежда, музыка и прическа. С подростками старшего возраста также распространены обсуждение политических взглядов и комендантский час.
Важно, чтобы родители были в состоянии помочь подростку в его запросах об автономии, понимая потребность развития большей непривязанностью.
Согласно исследованию [Fend, 1998], способность успешно адаптироваться к взаимоотношениям родителей и детей зависит от следующих факторов:
Подростки часто стремятся контролировать свои эмоции: быть "крутым" часто является социально желательным состоянием. "Крутое поведение, когда кто-то не проявляет никаких эмоций, даже в тех ситуациях, которые вызывают сильные эмоции" [Oerter and Dreher, 2008, р.3 16].
Дружба со сверстниками представляет собой важную и незаменимую систему поддержки, которая помогает преодолеть эмоциональные потрясения, когда человек испытывает биологические, когнитивные и социальные изменения, знаменующие переход к подростковому возрасту [von Salisch, 2001]. Подростки опираются на мнения сверстников, когда учатся "должным образом" контролировать свои эмоции: "Какие эмоции нормальны и как мне их проявлять?" - это распространенная прямая или косвенная тема среди молодежи.
Еще одна ключевая проблема в подростковом возрасте - это способность управлять потребностями автономии в сравнении с принадлежностями к группам сверстников. Чтобы сохранить свою систему поддержки и занять хорошую позицию для решения будущих проблем (например, работа, отношения и т.д.), людям необходимо приобрести социальные навыки, которые позволят им управлять своими интересами и интересами своих сверстников. Если этот процесс не удается, такие дезадаптивные стратегии, как избегание, капитуляция и гиперкомпенсация, могут развиться и сформировать порочный круг, ведущий к дисфункциональному поведению.
Подростки часто стремятся контролировать свои эмоции: быть "крутым" часто является социально желательным состоянием. "Крутое поведение, когда кто-то не проявляет никаких эмоций, даже в тех ситуациях, которые вызывают сильные эмоции" [Oerter and Dreher, 2008, р.3 16].
Дружба со сверстниками представляет собой важную и незаменимую систему поддержки, которая помогает преодолеть эмоциональные потрясения, когда человек испытывает биологические, когнитивные и социальные изменения, знаменующие переход к подростковому возрасту [von Salisch, 2001]. Подростки опираются на мнения сверстников, когда учатся "должным образом" контролировать свои эмоции: "Какие эмоции нормальны и как мне их проявлять?" - это распространенная прямая или косвенная тема среди молодежи.
Еще одна ключевая проблема в подростковом возрасте - это способность управлять потребностями автономии в сравнении с принадлежностями к группам сверстников. Чтобы сохранить свою систему поддержки и занять хорошую позицию для решения будущих проблем (например, работа, отношения и т.д.), людям необходимо приобрести социальные навыки, которые позволят им управлять своими интересами и интересами своих сверстников. Если этот процесс не удается, такие дезадаптивные стратегии, как избегание, капитуляция и гиперкомпенсация, могут развиться и сформировать порочный круг, ведущий к дисфункциональному поведению.
В идеальном мире родители учитывают меняющиеся потребности ребенка в близости и расстоянии, автономии, привязанности и здоровых границах. Балансируя между заботой (сочувствие, сострадание, признательность, управляемая ребенком игра) с одной стороны, и руководством (лидерство, защита и установление границ) с другой.
Это балансирование особенно сложно, когда потребности родителей игнорировались в их собственном детстве.
Только когда родительский "уязвимый ребенок" удовлетворен или, по крайней мере, утешен и принят, родитель может освободить место для настоящего ребенка и откликнуться на его потребности. В противном случае они конкурируют друг с другом.
Не считая случаев с инвалидностью или случаев с тяжелейшими травматическими событиями, вероятность того, что это сам подросток не отделяется, стремится к нулю.
Гораздо чаще мы сталкиваемся с двумя одновременными посланиями от родителя - "живи сам!" и "не бросай меня...".
Не подросток желает слияния, во всяком случае, по началу, а именно родитель, возможно из страха перед одиночеством или утратой смысла, а возможно просто потому, что слияние было нормой в его родительской семье.
Для достижения сепарации подростка необходима автономия его родителей.
Следовательно, первый шаг - задать вопросы самим себе.
Самопожертвование и слияние - эти две особенности передаются нам из культуры, в которой мы живем, и мы передаем их дальше. Важно понимать, что это именно системы взаимоотношений. "Мы болеем, мы грустим, мы учимся. Нет в этом я, только мы."
"И когда тебе плохо, я забуду о себе ради тебя. И не дай тебе бог, когда будет мне, не забыть про себя. Это будет предательством."
На данный момент существует интересная, но сложная концепция автономии под названием "независимость". Многие подростки стремятся к ней, считая, что это сделает сильными, крутыми, здоровыми. На деле это контрзависимость - состояние, в котором я не имею значимых близких связей с людьми. Я просто один и могу функционировать. Эта ложная цель является побегом от близости, а не автономией.
Мало уехать от своих родителей, иногда даже за тысячи километров, к слову. Настоящая сепарация - это перестройка отношений с ними. Многим это не удается вообще, многим удается лишь частично.
Перестроенные отношения - это когда мы оба взрослые, мы имеем границы своего "я" и более не зависимы, и не нуждаемся друг в друге, просто любим друг друга и рады быть вместе, когда это получается. Наш контакт построен на желании, а не на долге и страхе.